Значение игрушек в народной педагогике

Хозяйственная деятельность, преображенная фантазией ребенка, была главным содержанием детских игр у всех народов. Именно в играх дети, подражая взрослым, воспроизводили основные трудовые процессы, присущие данному типу хозяйства.

Сложная система связей игрушки и игры с верованиями и обрядовой практикой подчеркивает их социальную природу как явлений специфически человеческих.

Игрушка нужна для игры и живет в ней, ее создают взрослые, и хотя в традиционной культуре роль детского творчества в изготовлении игрушки очень велика, она в основном запрограммирована и обусловлена тем кругом образов и сюжетов, которые предлагают ребенку взрослые.

Можно выявить в общих чертах внутреннее содержание игрушки и определить его отношение к процессу социализации ребенка.

По мнению Е.А.Аркина, существуют игрушки, которые образуют как бы основную тему, в многочисленных разнообразных вариациях повторяющуюся на различных широтах и долготах земного шара, у различных народов.

К «изначальным» относят следующие группы игрушек:

  • звуковые (сенсорные) — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т.д.;
  • двигательные (моторные) — мяч, волчок, бильбоке и т.д.;
  • оружие и составляющие орудия промысла (лук, удочки, ловушки, бола и т.д.);
  • образные — куклы и игрушки, изображающие животных.

В любой традиционной культуре существует обязательное половозрастное распределение игрушек: для девочек и мальчиков. Однако это деление охватывает далеко не все виды игрушек.

Так, волчки, трещотки, бильбоке, погремушки, игрушки, изображающие животных, часто используются в совместных играх. Четкое разделение существует только в оружии и куклах.

Если первый вид используется в играх только мальчиками, то второй — целиком относится к играм девочек, в чем четко проявилось разделение труда в условиях разложения патриархально-родовых отношений.

Игрушки существовали во все времена и у всех народов.

В России сотни умельцев, а позднее и тысячи рабочих, кустарей занимались изготовлением игрушек. Игрушки содействовали проявлению деятельной стороны человеческого существа, творчества, самостоятельности, словом, были предметом игры, а не развлечения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)