Универсалий системы запретов каждого народа

У каждого народа сложилась своя, связанная с особенностями его жизни, система запретов, но к числу универсалий, имеющих древний и всеобщий характер.

Могут быть отнесены группы запретов, отражающих первоочередные общественные потребности:

  • защиту трудовой деятельности;
  • защиту огня и жилища;
  • сбережение орудий труда и оружия;
  • защиту слабых — женщин, детей и стариков;
  • охрану важных лиц (вождей, жрецов) и другие.

Также относятся запреты и ограничения, связанные с особо важными актами личной и общественной жизни: инициациями (возрастными, профессиональными и др.), браком, половым актом, родами и др.; и защиту общественной и личной собственности.

Нетрудно заметить, что эти этноэтические универсалии вполне современны, в значительной степени сохраняют свой смысл и в нашем обществе с его развитой системой морали и правовой культурой.

В то же время в этнической культуре каждого народа эти базовые запреты дополняются своими, специфическими, связанными с особенностями жизнедеятельности, религиозно-мифологическими представлениями, духовными традициями.

Чрезвычайно поучительный материал для современной этнопедагогики дает изучение норм поведения коренных народов, которые в определенной степени сохраняют традиционный уклад жизни, традиционную культуру, традиционный этикет (т.е. правила ритуализированного поведения человека в обществе).

Например, по этическим представлениям хантов нарушение запретов влечет за собой наказание, приносит человеку вред, нарушает «гармонию его жизни».

Но гуманность народных этических норм заключается в том, что здесь учитывается и возможность непреднамеренного нарушения запретов.

В этом случае предусматривается возможность «искупления вины», избежания наказания или снижения его степени. Человек должен выполнить действия очистительного характера или «откупиться».

Интересно
Например, когда женщин-хантов в гостях угостили супом из утиного мяса (а им нельзя было есть селезня, так как антропоморфный дух-покровитель их рода принимает образ этого вида уток), они выполнили обряд очищения и бескровного жертвоприношения: тут же выбежали на улицу, имитируя рвоту.

Нередко ответственность за нарушение важного запрета (особенно имеющего религиозный характер) несет не только сам нарушивший, но и весь его род, причем не только в настоящем, но и в будущем.

У хантов — одна из самых сложных и разработанных систем запретов, строящихся также по половозрастному признаку: для мужчин, женщин, для мальчиков, девочек, беременных женщин, для новорожденных, грудных детей, подростков, совершеннолетних, взрослых, пожилых.

Разумеется, такие принципы нравственного регулирования жизни выглядят сегодня архаично, но именно они обеспечивали (и в значительной степени обеспечивают) высокую степень нравственной культуры, в частности, на основном уровне, на основной «территории* народной педагогики — в семье.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)