Универсалий системы запретов каждого народа
У каждого народа сложилась своя, связанная с особенностями его жизни, система запретов, но к числу универсалий, имеющих древний и всеобщий характер.
Могут быть отнесены группы запретов, отражающих первоочередные общественные потребности:
- защиту трудовой деятельности;
- защиту огня и жилища;
- сбережение орудий труда и оружия;
- защиту слабых — женщин, детей и стариков;
- охрану важных лиц (вождей, жрецов) и другие.
Также относятся запреты и ограничения, связанные с особо важными актами личной и общественной жизни: инициациями (возрастными, профессиональными и др.), браком, половым актом, родами и др.; и защиту общественной и личной собственности.
Нетрудно заметить, что эти этноэтические универсалии вполне современны, в значительной степени сохраняют свой смысл и в нашем обществе с его развитой системой морали и правовой культурой.В то же время в этнической культуре каждого народа эти базовые запреты дополняются своими, специфическими, связанными с особенностями жизнедеятельности, религиозно-мифологическими представлениями, духовными традициями.
Например, по этическим представлениям хантов нарушение запретов влечет за собой наказание, приносит человеку вред, нарушает «гармонию его жизни».
В этом случае предусматривается возможность «искупления вины», избежания наказания или снижения его степени. Человек должен выполнить действия очистительного характера или «откупиться».
Нередко ответственность за нарушение важного запрета (особенно имеющего религиозный характер) несет не только сам нарушивший, но и весь его род, причем не только в настоящем, но и в будущем.
У хантов — одна из самых сложных и разработанных систем запретов, строящихся также по половозрастному признаку: для мужчин, женщин, для мальчиков, девочек, беременных женщин, для новорожденных, грудных детей, подростков, совершеннолетних, взрослых, пожилых.Разумеется, такие принципы нравственного регулирования жизни выглядят сегодня архаично, но именно они обеспечивали (и в значительной степени обеспечивают) высокую степень нравственной культуры, в частности, на основном уровне, на основной «территории* народной педагогики — в семье.
- Характеристика общепрофессиональной компетентности педагога
- Этнопедагогическая подготовка педагога
- Поликультурная компетентность современного педагога
- Жизненное проявление педагогической культуры
- Этнические аспекты педагогической культуры
- Основные области русского фольклора
- Механизм “художественная условность”
- Главное качество фольклора
- Критерии фольклорности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу