Становление и развитие коррекционной психологии

Мы уже дали понять выше, что становление коррекционной психологии происходило, в основном, в рамках дефектологии – интегративной области научного знания, органично соединившей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.

И здесь коррекционная психология воспринималась как прикладная дисциплина, создающая обеспечение оптимального решения задач коррекционного педагогического процесса и, прежде всего, методов психологической диагностики, определяющих особенности психического развития ребенка.

До середины ХIХ века исследования в области психологии детей и взрослых с аномалиями развития носили частный, эпизодический характер, а сообщения об их результатах появлялись в медицинских, философских и психологических изданиях лишь изредка – в связи с первыми успешными попытками воспитания и обучения слепых, глухих, слепоглухих людей.

Вместе с тем, поскольку лица с различными аномалиями существовали всегда, окружающие так или иначе пытались объяснить причины этих отклонений. Подобного рода объяснения, при всей их мистичности, фантастичности, можно считать прообразом будущего научного знания.

И здесь обязательно следует сказать о религии: религиозное сознание представляет собой систему иррациональных верований в существование сверхъестественных сил, бытие которых не нуждается в логических доказательствах, и ни одна из мировых религий никогда не обходила своим вниманием проблему психической патологии, по-разному объясняя ее, что, собственно, существенно влияло на отношение к лицам с теми или иными отклонениями.

Характер этих отношений был самым различным в зависимости от религиозных традиций: от почитания и обожествления до страха и ненависти, проявлявшихся в жестоких преследованиях. А в искусстве, в литературе?

Интересно
Образы людей, страдающих различными психическими аномалиями, здесь совсем не редкость – и чаще всего это попытка воспроизвести и понять: внутренний мир этих людей, их страдания, глубокое одиночество, отчаянную борьбу за существование, несправедливое и жестокое отношение со стороны окружающих. И отметим, что литература и искусство в целом играли и играют серьезную роль в формировании общественного отношения к инвалидам, людям с отклонениями в развитии.

Конечно, первой наукой, пытавшейся понять природу отклонений, была, безусловно, медицина. Именно в клинической медицине стали накапливаться научные сведения о причинах и формах аномалий [в психическом развитии].

Под влиянием гуманистических идей французских просветителей XVIII века серьезно меняется отношение общества к инвалидам. Прогрессивные педагогические теории того времени утверждают примат опыта в развитии человека и обучаемость как одно из важнейших его свойств.

Под влиянием этих идей в XVIII столетии начинается систематическое обучение детей с нарушениями в развитии и уже в рамках педагогической практики собираются и обобщаются сведения об особенностях психического развития и поведения разных групп детей с ограниченными возможностями.

В середине XIX века появляются первые результаты научного изучения лиц с недостатками умственного развития, связанные с попытками медицинской помощи умственно отсталым. Французский психиатр Ж.Э.Д. Эскироль11 в 1839 г. опубликовал двухтомный труд об умственно отсталых, где среди медицинских, гигиенических и медико-социальных проблем, связанных с умственной отсталостью, значительное место занимали именно психологические вопросы.

Умственная отсталость (тогда она называлась идиотией) была впервые определена как стойкое состояние, отличное от психических заболеваний, возникающее вследствие нарушения развития и обязательно сопровождающееся интеллектуальной недостаточностью.

До Эскироля умственная отсталость рассматривалась как вид психоза. Характерной особенностью умственно отсталых Эскироль считал недостатки речи.

На оценке состояния развития речи (преимущественно, ее экспрессивной стороны: объема словаря, сформированности грамматического строя, доступности речи для понимания окружающими людьми) основывается дифференциация форм умственной отсталости. Таким образом, классификация Эскироля строилась на определенных психологических характеристиках.

Итак, в рамках психиатрии начинается не только изучение и лечение, но и организованное обучение умственно отсталых. Его основатели – французские психиатры Ж.Итар и Э.Сеген, большое внимание уделявшие изучению психологических особенностей умственно отсталых.

Сеген, в частности, обратил внимание на проявления недостаточности волевой сферы и выделил их в качестве ведущего психологического дефекта при умственной отсталости, определяющего остальные недостатки.

Министерство народного просвещения Франции, где было введя общее обязательное начальное обучение, создало комиссию для разработки принципов и методик отбора умственно отсталых детей с целью направления их в специальные классы. В эту комиссию вошли выдающийся французский психолог А. Бине и психиатр Т.Симон.

Выполняя поручение министерства, Бине и Симон собрали значительный материал, характеризующий особенности умственно отсталых детей и включенный вместе с изложением принципов диагностики в их книгу «Ненормальные дети», перевод которой был опубликован в России в 1911 г.

Вообще с началом XX в. связан целый поток публикаций в основном по методикам диагностики умственной отсталости – они содержали описание психологических особенностей детей и подростков этой категории.

Выходит статья бельгийского психиатра и психолога Ж.Демоора «Медико-педагогические заметки об одной мышечной иллюзии» – в Брюссельском медицинском журнале в 1898 г.;

в США книги Н.Нортуорти «Психология детей с умственной недостаточностью» (1906), Годдарда «Градуирование умственно отсталых детей» (1908);

в Германии книги Т.Цигена «Принципы и методы испытания интеллекта» 1908) и В.Вейгандта «Ящик для оценки интеллекта» (1910), в России монументальный труд невропатолога и психолога Г.И.Россолимо «Психологические профили: Метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях» (1910);

книга врача и психолога Г.Я.Трошина «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология ненормальных детей» (1915).

Собственно психологические работы, касающиеся слепых и глухих, появляются лишь в начале XX в. Отметим труды наших соотечественников: педагога А.В.Бирцлева («Об осязании слепых», 1901), психолога А.А.Крогиуса («Шестое чувство у слепых», 1907 и «Из душевного мира слепых. Ч. 1. Процессы восприятия у слепых», 1909) и незрячего педагога А.М. Щербины «Слепой музыкант» В.Г.Короленко как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых в свете моих собственных наблюдений», 1916).

Замечательны и книги американки Х.Келлер («Оптимизм», 1910; «История моей жизни», 1920), которая в детстве, потеряв слух и зрение, описывает внутренний мир человека со сложным недостатком на основе самонаблюдения, и монография немецкого психолога К.Бюрклена «Психология слепых», 1924.

Развитие научных исследований лиц с психическими и физическими недостатками идет довольно быстро – накапливаются знания об умственно отсталых и, поскольку большинство трудов посвящается познавательным процессам у детей школьного возраста, формируется олигофренопсихология.

К началу XX века, как мы уже сказали, к времени развития и самостоятельного становления коррекционной психологии, накапливается довольно значительный опыт в области психологии слепых, глухих, умственно отсталых. Отметим, что развитие нашей науки шло вместе с развитием тогда совсем новых отраслей знания – психоанализом, детской психопатологией, педологией.

Упомянем, и полагаем, это не помешает, еще раз заслуги Л.С.Выготского, который определил предмет, цели, задачи, методы, построил методологическую базу, в качестве которой выступила созданная им теория культурно-исторического развития (клинико-психологические исследования и их результаты, в свою очередь, легли в основу его культурно-исторической теории психического развития ребенка).

Можно назвать и точную дату для коррекционной психологии в нашей стране: в 1926 году Л.С. Выготским была открыта первая в России лаборатория психологии аномального детства при руководимой в то время В.П. Кащенко медико-педагогической станции Наркомпроса.

Интересно
Исследования в области психологии аномального детства были продолжены в созданном на ее базе в 1929 г. Экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса (ныне Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования).

Трудясь здесь, в монографии «История развития высших психических функций» (1931) Л.С. Выготский поднимает и решает общую проблему психического развития ребенка в контексте соотношения биологического и социального, естественного и исторического, природного и культурного.

Многие важные положения культурно-исторической психологии были первоначально сформулированы в работах, посвященных проблемам аномального развития.

Именно психологическая составляющая дефектологии в период ее становления в наибольшей степени отражает самобытность отечественной психологии – она проявляется в постулировании единства законов психического развития человека, реализуемого в самых разных условиях.

Восприятие психики как живой развивающейся системы выражается в стремлении к выявлению целостной, иерархически организованной картины аномалии развития, где биологическое неблагополучие лишь создает первичные предпосылки отклонения развития, которое проявляется во вторичных и третичных событиях, происходящих в психологической и социокультурной реальности.

Тенденция внутриотраслевой дифференциации коррекционной психологии проявляется в появлении все новых и новых направлений. Так, тифлопсихология и сурдопсихология, занимавшиеся изначально лишь изучением слепых и глухих детей, постепенно стали исследовать влияние физических проблем непосредственно на психическое развитие ребенка.

На сегодня нам известны следующие отрасли специальной (коррекционной) психологии), начало которым было положено в 30-40 годы прошлого века:

  • психология слепоглухих детей;
  • психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • 60-е годы начинает активно разрабатываться тематика, связанная с изучением детей с задержкой психического развития (ЗПИ);
  • 70-е годы закладываются основы психологии детей с речевыми нарушениями и детей, воспитывающихся в условиях интернатов, детских домов, специальных школ;
  • психология детей, страдающих синдромом раннего аутизма, характерологическими нарушениями, поведенческими нарушениями.

Сегодня развивается отрасль коррекционной психологии, связанная с исследованием детей и подростков, употребляющих психоактивные вещества, одаренных детей.

Но стоит заметить, что кроме такого, столь необходимого деления/ дробления нашей науки, становится заметной и тенденция интеграции, проявляющаяся в появлении таких областей как психология семейного воспитания детей с отклонениями в развитии, социальная специальная психология, психологическая реабилитология и др.

Это свидетельствует об интересе науки к изучению закономерностей психического развития, общих для всех групп лиц с отклонениями в развитии: разработка теоретических основ и психологического инструментария для дифференциации нормального и аномального развития, изучение различных проявлений и психологической природы детской дефективности, обсуждение проблем адаптации, коррекции и компенсации нарушений в развитии, поиск психологических условий оптимизации обучения детей в специальных школах разных типов.

Конец XX века в нашей стране, время бурных перемен во всей политической, экономической, общественной, научной и культурной жизни, как это ни пафосно звучит, принес истинное переосмысление ценностей специального образования – уже в соответствии с ценностями открытого общества, ориентированного на интеграцию людей с различными проблемами в единое сообщество, потребовало изменения приоритетов и в развитии специальной психологии.

В связи с этим разрабатываются и реализуются методы специальной психологической поддержки ребенка, подростка, взрослого на всех этапах жизни.

Одной из важнейших задач становится гармонизация отношений между обучением и развитием, встает вопрос об обеспечении специальным образованием социально-эмоционального развития ребенка, поддержки его семьи и ближайшего социального окружения.

В новой России ратифицированы Конвенции ООН «О правах ребенка», «О правах инвалидов», «О правах умственно отсталых лиц».

Одним из основных законодательных актов в исследуемой нами сфере является Закон Российской Федерации о «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

История разработки и принятия Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» (далее – Закон или Закон «О специальном образовании») – один из примеров совместных усилий профильных парламентских комитетов профильного министерства обеспечить защиту права на образование для одной из наиболее остро нуждающихся в этом категорий граждан при противодействии Правительства, а позднее – администрации Президента РФ.

Первоначальный проект Федерального закона «О специальном образовании» был разработан группой юристов по заказу Министерства образования РФ и при участии его сотрудников, однако не нашел поддержки в Правительстве РФ.

Руководство Министерства обратилось в Комитет по вопросам науки, культуры и образования Совета Федерации первого созыва с предложением использовать право законодательной инициативы для внесения в Госдуму данного проекта.

Законопроект принимался обеими палатами Парламента дважды: в 1996 и в 1999 г., дважды получал отрицательное заключение Правительства и дважды отклонялся Президентом. Причем повторное вето Президента получила редакция, согласованная с его представителем в Госдуме. Однако текст соответствующего президентского письма содержал утверждение о нецелесообразности принятия такого Закона вообще.

В декабре 2000 г. состоялась встреча Президента РФ с руководителями общероссийских общественных организаций инвалидов, во время которой поступила просьба дать поручение Главному ГПУ Президента согласовать с профильным думским комитетом текст закона «О специальном образовании».

Вскоре ГГПУ такое поручение получило, хотя и в весьма мягкой форме. В октябре 2001 г. ГГПУ приступило к исполнению поручения Президента, начав согласительные процедуры с представителями Парламента.

В апреле 2002 г. согласованный текст был представлен на рассмотрение руководству этого управления. У закона появилась перспектива быть принятым, но она не была реализована.

За снятие закона с рассмотрения (т.е. против инвалидов) проголосовали депутаты «Единой России» – 97,4%. Соответственно, против снятия закона с рассмотрения (т.е. за продолжение работы над ним): фракция КПРФ – 98%, фракция «Родина» – 10,3%.

Интересно
После снятия с рассмотрения закона «О специальном образовании» решением Комитета Госдумы по образованию и науке создана новая рабочая группа, которая подготовила текст законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» (в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья)».

Концепция нового законопроекта получила поддержку Российского общественного совета развития образования и участников парламентских слушаний на аналогичную тему 24 апреля 2006 г. Однако вопрос о перспективах принятия законопроекта остается открытым.

Между тем, необходимость регулирования данного вопроса на законодательном уровне обусловлена целой группой причин.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)