Организация комплексной дифференциальной диагностики в коррекционной психологии
Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью общего/комплексного/системного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Ее принципы сформулированы известными учеными и ведущими специалистами-практиками в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития.
Системность диагностики в нашем случае означает включение в себя изучения, по возможности, всех сторон психики обследуемого (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).
При обследовании важно выявить не только актуальные возможности ребенка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития».
При обработке и интерпретации результатов дается их качественная и количественная характеристика, однозначная для всех обследуемых.
Основная цель психодиагностического исследования ребенка с нарушениями развития – выявление структуры нарушения психической деятельности для нахождения оптимальных путей коррекционной помощи.
Конкретная задача определяется уже возрастом ребенка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углубленное психологическое изучение ребенка для разработки индивидуальной коррекционной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий).
Получение объективных и полностью информативных результатов психологического изучения ребенка может обеспечиваться рядом условий:
- методический аппарат должен быть адекватен целям и гипотезе исследования: например, при осуществлении скринингового исследования диагностический инструментарий должен позволить сделать вывод в соответствии психического развития ребенка возрастной норме или отставании от нее;
- важно определить, какие психические функции предполагается изучить при обследовании – от этого будет зависеть подбор методик и способов интерпретации результатов;
- подбор экспериментальных заданий должен производиться на основе принципа целостности, так как развернутую психологическую характеристику ребенка, включающую особенности познавательного и личностного развития, можно получить только в реоднозначную пользу.
Среди нежелательных эффектов скрининга — возможность гипердиагностики или ошибочной диагностики, создание ложного чувства уверенности в отсутствии болезни. По этим причинам скрининговые исследования должны обладать достаточной чувствительностью и допустимым уровнем специфичности.
В СССР и в государствах постсоветского пространства для обозначения скрининга использовался и используется термин диспансеризация. С 2013 года диспансеризация всего населения Российской Федерации вошла в систему обязательного медицинского страхования.
В результате применения сразу нескольких методик, дополняющих друг друга;
- при подборе заданий необходимо предусмотреть различную степень трудности их выполнения – это даст возможность оценить уровень актуального развития и позволяет выяснить уровень возможностей обследуемого ребенка;
- задания должны подбираться с учетом возраста ребенка, чтобы выполнение заданий было для него доступным и интересным;
- содержание заданий не должно вызывать у ребенка негативных реакций, и, наоборот, способствовать установлению контакта с ним, что позволит тщательно провести обследование и получить достоверные результаты;
- при подборе заданий важно учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов;
- отбор заданий должен носить строго научный характер при подборе методик, что, безусловно, повысит надежность полученных результатов;
- следует предусматривать обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий;
- количество методик должно быть таким, чтобы обследование ребенка не приводило к физическому и психическому истощению – необходимо дозировать нагрузку на ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.
И еще:
- процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребенка – чтобы как можно точнее оценить уровень развития психической деятельности ребенка, необходимо включить его в активную деятельность, ведущую для его возраста (для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игровая, для школьника учебная);
- методики должны обладать удобством пользования, возможностью стандартизации и математической обработки данных, учитывать не столько количественные результаты, сколько особенности процесса выполнения заданий;
- анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным: качественный анализ позволит выявить своеобразие психического развития ребенка и его потенциальные возможности, а количественные оценки используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя;
- выбор качественных показателей не должен быть случайным, он должен отражать уровни сформированности психических функций, нарушение которых является характерным для детей с отклонениями в развитии;
- для оптимизации процедуры обследования следует продумать порядок предъявления диагностических заданий – некоторые исследователи считают целесообразным располагать задания по степени возрастания сложности – от простого к сложному, другие предлагают чередовать простые и сложные задания [для профилактики утомления].
Выше мы уже сказали, что комплексное изучение развития психики ребенка, предполагающее вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопеды, психологи, социальные педагоги).
И использовать следует не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, и, в наиболее сложных случаях, нейрофизиологическое, нейропсихологиическое и другие обследования.
Сам качественный анализ результатов психодиагно-стического изучения, о котором мы тоже только что сказали, должен проходить по следующим параметрам:
- отношение к ситуации обследования и заданиям;
- способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;
- соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;
- продуктивное использование помощи взрослого;
- умение выполнять задание по аналогии; отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.
Кончено, нельзя забывать о как можно более ранней диагностике – именно раннее выявление отклонений в развитии позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение ребенка в коррекционное обучение.
Конкретизируем все вышесказанное:
- психодиагностику нарушенного развития желательно (по опыту) осуществлять в три этапа: скрининг-диагностика; дифференциальная диагностика; углубленное изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы. Каждый этап имеет свои специфические задачи, проблемы и т.д.:
- скрининг – выявление наличия отклонений в психофизическом развитии ребенка [без точной квалификации характера и глубины этих отклонений].
Заметим – своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе, и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем ребенка.
Скрининг-диагностика, кстати, еще и позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, а именно: выявление недостатков воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, выявление недостатков той или иной программы обучения и воспитания детей.
Но современная скрининг-диагностика имеет и свои проблемы, о которых нельзя не сказать – несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная нехватка научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария (особенно это касается скрининговых обследований детей первых трех лет жизни).
При разработке методик скрининг-диагностики очень сложной является выработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (речь снова идет о детях раннего и дошкольного возраста).
Существенной проблемой при проведении скрининг-обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых – мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. заметно влияют на качество выполнения заданий – это создает особые трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не позволить получить всю необходимую информацию.Дифференциальная диагностика отклонений в развитии, цель которой – выявление типа нарушения развития.
По результатам этого этапа определяется направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, то есть оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка.
Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит психолого-медико-педагогическим комиссиям.
И здесь важно:
- разграничить степень и характер нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;
- выявить первичное и вторичное нарушения, произвести тот самый системный анализ структуры нарушения;
- оценить особенности нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
- [обязательно] определить и обосновать педагогический прогноз.
Несмотря на успехи сегодняшней медицины и психологии, медицинской практики, существует ряд проблем, связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития – сходные психологические особенности наблюдаются у детей, относящихся к разным типам (категориям) нарушенного развития (например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития).
Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно меньше, что связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной/коррекционной психологии еще недостаточно исследований сравнительного характера;
Здесь как раз и разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Большую роль на этом этапе играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений.
Углубленное психолого-педагогическое изучение нарушений развития имеет задачу разработать программы коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и осуществляется, в основном, в образовательном или консультативном учреждении.
Конкретно необходимо:
- выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;
- разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;
- оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;
- определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;
- помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;
- профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;
- решение проблем эмоционального плана;
- решение социальных проблем.
Большая часть специалистов сегодня, по вполне понятным причинам, обращает основное внимание на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений.
Достаточно успешно констатируется недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но, к сожалению, недостаточно выявляется и обосновывается положительный уровень и потенциал, позитивные личностные особенности, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка.
Учитывая все вышесказанное, отметим, не боясь во многом повториться, что важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:
- раннее выявление нарушений развития у детей;
- определение причин и характера нарушений;
- определение оптимального педагогического маршрута ребенка;
- выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;
- разработка индивидуальных программ развития и обучения.
Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Вот почему решая вопросы реабилитации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной социальной поддержке.
Однако напомним: в России нет пока единой концепции социальной и психолого-педагогической помощи семьям, где растут дети с проблемами в развитии, а условия воспитания в таких семьях далеко не всегда бывают благоприятны для развития ребенка.
В свое время доктор Б.Спок, чьи идеи, кстати, сегодня подвергаются очень резкой критике, изучая семьи, имеющие проблемных детей, выделил такие формы отношений родителей к своему ребенку:
- стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой;
- ошибочно считают себя виноватыми в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы;
- постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви;
- не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других – постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования, что делает его упрямым раздражительным, лишают его уверенности в себе;
- воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.
Все перечисленные виды отношения родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители – нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблемных детей накладывается отпечаток специфичности данного ребенка (специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей).
Часть родителей, как известно, просто еще и отказывается признать диагноз, поставленный специалистами: они сами неадекватно оценивают состояние ребенка или боятся испортить ему будущее ярлыком умственной отсталости. И вот эта-то проблема и имеет глубокие социальные корни и связана с отношением общества к людям с умственной отсталостью.
Например, многие родители маленьких детей с болезнью Дауна и другими тяжелыми отклонениями в развитии, в первую очередь, обеспокоены тем, сможет ли ребенок обучаться в массовой школе.
Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необходимость специального (коррекционного) обучения. Но, к сожалению, это не избавляет семью от практически уже вечного стресса…
При тяжелых нарушениях интеллекта особенно сильно переживается родителями наступление совершеннолетия ребенка. К сожалению, специалисты не всегда верно оценивают тяжесть этого семейного кризиса по сравнению с более ранними, связанными еще только с установлением диагноза и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению.
Мы уже писали, что раньше за рубежом практиковался, с благословения всего общества, отказ от ребенка с врожденными пороками развития, например, с болезнью Дауна, непосредственно в родильном доме, чтобы мать и не успела к нему привыкнуть.
В последнее время отмечается тенденция воспитания такого ребенка в семье. Но здесь часто возникает чувство безнадежности, понижается самооценка, может появиться дисгармоничность в супружеских отношениях. Такие семьи чаще распадаются.
Нередко у родителей формируются рентные установки: они не заинтересованы в пересмотре диагноза и ожидают от общества материальной поддержки.
По сути, все это как раз и выступает препятствием на пути адаптации и самого ребенка, и его родителей.
Обобщим наше понимание того, какие же признаки характеризуют семьи, воспитывающие детей с нарушением психического развития:
- родители испытывают особую, усиленную нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка;
- личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;
- семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
- социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении – родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно, круг внесемейного функционирования сужается;
- в семье возникает психологический конфликт – в качестве следствия столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.
Родители забывают о много, и задача специалиста в области коррекционной психологии напомнить им что они просто-напросто должны:
- ¾ иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;
- ¾ строить свои отношения с ребенком на успешности, определяя их родительской верой в его силы и возможности;
- четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;
- развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума, «убирать костыли».
- Нормативные акты и специальная документация психолога
- Специально организованное обучение и психологическое обеспечение интеграции детей с нарушениями психического развития
- Коррекция взаимоотношений ребенка с родителями
- Дисгармоничное развитие личности
- Дефицитарное и поврежденное развитие
- Асинхронное развитие ребенка
- Парциальная несформированность компо-нентов психической деятельности
- Задержки психического развития
- Недостаточное развитие: систематика, причины, критерии и диагностика
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу