Современное отношение к детству

Для культуролога изучение истории детства — это исследование исторической эволюции детства как социокультурного феномена в определенном культурном контексте, детерминированном социумом. Философско-культурологический анализ детства предполагает прежде всего определение типов отношения человека и различных сообществ к процессу взросления, включая экскурс в проблематику истории детства как социокультурного феномена. Исследования психологов и данные этнографии о развитии детей в различных обществах способствовали изменению представлений о детстве как «натуральной стадии». Будучи социокультурным феноменом, детство носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития.

Интересно
Главная социальная функция детства, состоящая в подготовке человека к самостоятельному взрослому труду, определяет специфику возрастной дифференциации, продолжительность и самобытность детства. На характер и содержание отдельных периодов детства оказывают влияние также социально-экономические и этнокультурные особенности общества, в котором растет ребенок, и в первую очередь система общественного воспитания.

Этнопедагогику ребенок интересует прежде всего с точки зрения воспитания и организации его жизни в целом. Традиционные представления о ребенке как субъекте воспитания в народной педагогике реализовались в особом внимании и заботливом отношении к детям, в том числе к сироте, приемышу, падчерице, пасынку и прочие. Довольно полно представлены факторы воспитания: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример. Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре.

Словесному воздействию придавался особый (иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание и пр.). В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного педагогического цикла (человек рождается внуком, умирает дедом). Конкретные цели воспитания воплощались в образе идеального человека («добрый молодец», «умница-красавица») и в виде добродетелей, в которых просматривается традиционное народное понимание педагогических функций: развитие ума, воспитание честности, порядочности, трудолюбия и т.д. Непрерывность социализации, сохранение воспроизводства человека обеспечивает культура, которая сама выступает как накопленный опыт. Однако с развитием плюрализм общественных норм и представлений приводит к возникновению «веера» направлений социализации, как часть педагогической культуры человечества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)