Развивающее обучение в педагогике
Одна из основных целей развивающего обучения – умственное развитие учащегося (количественные и качественные изменения, которые происходят в интеллектуальной деятельности человека в связи с его возрастом и обогащением жизненного опыта под влиянием социально-исторических условий, с индивидуальными особенностями его психики).
Развивающее обучение понимается как:
- процесс организации педагогом учебно-познавательной деятельности учащихся, в которой обеспечивается не только полноценное усвоение содержания образования, но и формируются способы учебно-познавательной деятельности (общеучебные и специальные умения и навыки), осуществляется умственное, духовно-нравственное, физическое развитие ученика;
- ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию; в концепции развивающего обучения ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.
Структура умственного развития представлена следующими компонентами:
- Обученность как фонд сознательно усвоенных ЗУН (ов).
- Обучаемость как система интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, благодаря которым возможна продуктивная учебная деятельность.
К интеллектуальным свойствам личности психологи относят глубину ума, его гибкость, устойчивость, осознанность мыслительной деятельности, самостоятельность мышления, креативность мышления (умение мыслить творчески) и его экономичность. Развивая данные личностные свойства ребенка в процессе обучения, педагог реализует в своей педагогической практике идею, методы, формы развивающего обучения.
В современной педагогике существуют разные концепции развивающего обучения:
- П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина считают, что развивающее обучение организуется в соответствии с технологией поэтапного формирования умственных действий;
- З.И. Калмыкова видит развивающий эффект обучения только в том случае, если в его процессе формируется творческое мышление;
- Д.Б. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер указывают на то, что основным признаком развивающего обучения является формирование у обучающихся умений, навыков, приемов учебно-познавательной деятельности;
- концепция развивающего обучения Н.Н. Поспелова ориентирована на формирование и учащихся мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, противопоставление и т.д.).
На основе анализа существующих разнообразных концепций развивающего обучения в настоящее время в педагогической теории и практике разработаны и реализуются системы развивающего обучения (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), технологии личностно ориентированного обучения.
Система развивающего обучения, разработанная Л.В. Занковым, направлена на интенсивное всестороннее развитие личности.
Педагог обосновал следующие дидактические принципы развивающего обучения:
- Принцип обучения на высоком уровне трудности.
- Принцип ведущей роли теоретических знаний.
- Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом с сопутствующим непрерывным повторением.
- Принцип осознанного школьниками собственного учения, осознание самого себя как субъекта учения.
- Принцип работы над развитием всех учащихся.
Важнейшая идея системы развивающего обучения Л.В. Занкова – «развитие в сотрудничестве», она пронизывает все формы и методы обучающей работы педагогов и учебной работы школьников.
Содержание образования, учебный материал в данной системе обучения усваивается школьниками в логике дифференциации знаний, от целого – к части. Учебный материал расположен так, что каждое из предложенных заданий находит свое естественное продолжение в следующих разделах. Возвращение к уже изученному является в то же время и значительным шагом в обучении вперед.
Ее использование продемонстрировало развивающий эффект в сфере таких психических процессов, как наблюдение, внимание, мышление, моторика детей младшего школьного возраста.
Система развивающего обучения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина также является результатом экспериментального развития и подтверждения гипотезы Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития (обучение опережает развитие).
Коллектив, созданный Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в 60-е годы XX века, установил, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников, исходя из этого было перестроено содержание учебных предметов и логика, способы его изложения в учебном процессе.
В традиционной образовательной системе учили от единичного, частного – к целому, общему. В.В. Давыдов назвал мышление ребенка, которое формируется в процессе такого обучения, эмпирическим. При обучении же в логике: от общего – к частному, от абстрактного – к конкретному, от системного – к единичному развивается теоретическое мышление, а само обучение становится развивающим.
В основе развивающего обучения школьников по системе В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством анализа, планирования и рефлексии.
Согласно результатам исследований В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина, основным критерием умственного развития ребенка является наличие правильно организованной структуры учебной деятельности:
- Постановка учебной задачи.
- Выбор средств и способов, приемов ее решения.
- Непосредственное решение (учебное действие).
- Самоконтроль и самопроверка.
Младший школьник в роли субъекта учебной деятельности первоначально выполняет ее вместе с другими учениками и с помощью учителя (он находится в «зоне ближайшего развития»).
Постепенно такую деятельность начинает осуществлять каждый ученик, перемещаясь в «зону актуального развития» и становясь индивидуальным субъектом учебной деятельности.
- Контекстный подход
- Компетентностный подход
- Характеристика образовательных парадигм
- Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя
- Методика изучения педагогического опыта
- Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки в практическую педагогическую деятельность
- Эффективность профессиональной деятельности
- Критерии педагогических новшеств
- Специфика развития инновационной культуры учителя
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу