Этические основы народной педагогики

Складывавшаяся на протяжении веков система воспитания, формирования личности — члена этнической общности — важнейшая часть культуры любого народа.

Интересно
Народный идеал человека, воплощающий представления о нравственности, добре и зле, прежде всего был ориентирован на те личностные качества, которые способствовали укреплению этнической общности, повышению ее выживаемости, адаптированное к природной и социальной среде, развитию системы жизнеобеспечения.

В этом смысле принципы и приемы народной педагогики довольно рациональны и конкретны, отражают определенное состояние этнической общности, особенности ее формирования, исторического развития.

Именно это заставляет сегодня внимательней относиться к процессам «этнического ренессанса», нарастанию этномобилизационных процессов, свидетельствующих вопреки прогнозам политологов о нарастающей потребности возврата к исходным человеческим ценностям, которые выработала этническая культура.

Одностороннее эволюционистское понимание развития, прогресса, по существу, привело современное общество к отказу от многих ценностей народных традиций, к упрощенному пониманию традиции, традиционной культуры как некоего реликта.

Хотя социокультурная практика XX в. наглядно продемонстрировала неправомерность такого подхода.

Отношение к народной нравственной культуре как выражению только обыденного уровня сознания, общепринятое в отечественной литературе по этике содержит некоторую недооценку этого феномена, преувеличение его конкретноисторического, ситуативного характера.

Народная мудрость — это сложная и развитая философско-мировоззренческая система, отражающая важнейшие стороны жизни человека и этноса в их отношениях с природой и себе подобными, но выраженная в комплексе мифологических, религиозных представлений, многожанровом фольклорном творчестве.

Народные пословицы и поговорки отражают нравственное содержание этнической картины мира, ее ценностные доминанты. Собиратель и исследователь фольклора И.И.Носович считал, что русские пословицы и поговорки как выражение народной мудрости составляют для простого народа нравственно-практическую философию.

Все факты, все поступки, как хорошие, так и дурные, и всякое суждение о чем-либо подводят под мерило пословиц.

В то же время к числу главных, исторически, в процессе этногенеза сложившихся этических особенностей можно отнести то, что в основе регламентации поведения здесь были запреты, а не положительные предписания.

Интересно
Дело в том, что в основу положительных установок был заложен принцип личного примера «Делай, как я», не имеющий часто словесного выражения. Отношения в семье воспринимались как естественные и осваивались через простой механизм подражания.

Мудрость народной этики выражалась в том, что «воспитание на положительных примерах» велось ненавязчиво, так, чтобы не вызвать сопротивления, ощущения ущемления личной свободы. Запреты же (табу) четко и определенно регламентировали и ограничивали поведение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)