Виды и типы речевого общения

О характере речевого действия судят по реакции на него, реагированию, т. е. по обратной связи. Обратная связь — показатель эффективности общения, достижения нужного результата.

Обратная связь может передаваться мимикой, жестами, взглядом, комплиментами. Качество понимания сообщения зависит от различных условий, при которых осуществляется общение. Совокупность этих условий называется контекстом.

Общий контекст складывается из явного и тайного. Явный подлежит наблюдению. В скрытый входят цели, мотивы, характеристики общения.  Кроме контекста, существует подтекст, неявный смысл речи, осознаваемый в контексте общения.

Выделяют три вида подтекста:

  • действительный (был и был воспринят);
  • мнимый (не было, но был приписан);
  • скрытый (был, но его не заметили).

Признаки подтекста могут скрываться в содержании речи, в характере ее звучания, в невербальных характеристиках поведения. Например: “– Почему вы опять пропустили лекцию, Петров? – Я проспал… – Вы еще и дома спите?”

Здесь подтекст скрывается в содержании, как и в плакате на дороге: «Снизьте скорость. У нас нет больницы», а в распространенной ситуации, когда к двум разговаривающим подходит третий, а они, переглянувшись, замолкают или расходятся, подтекст скрыт в невербальных характеристиках.

В зависимости от целей общения в быту и профессиональной сфере выделяют следующие виды общения: примитивное общение, когда оценивают объект с точки зрения пользы или отсутствия таковой; формально – ролевое общение, когда определены социальные роли — учитель — школьник; манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды.

Также к видам относятся:

  • духовное общение друзей;
  • контакт масок — формальное общение, обусловленное, как правило, набором ритуальных фраз, жестов, которые скрывают истинное лицо и истинные намерения;
  • деловое общение, при котором учитываются индивидуальные особенности личности, но для интереса дела;
  • светское общение, абсолютно формальное, когда говорят то, что положено говорить в подобной ситуации.

В зависимости от речевых характеристик в общении выделяют несколько типов. Доминантный тип — стремится завладеть ситуацией, не любит, чтобы его перебивали, говорит громко. В разговоре с ним не рекомендуется перехватывать инициативу, перебивать. Дождавшись паузы, необходимо четко и быстро сформулировать свои вопросы.

Мобильный собеседник — легко входит в разговор, не испытывает трудностей, говорит много, перескакивая с темы на тему. Поэтому его необходимо возвращать к теме разговора, не допускать вступлений и отвлеченных разговоров.

Интровертный собеседник не стремится владеть инициативой, скромен, резкие фразы выводят его из колеи, присутствие посторонних сковывает. Его следует поддерживать, выказывая уважение и понимание, не перебивать.

Ригидный собеседник — испытывает трудности при вступлении в общение.

Когда этот первый этап пройден, он четко формулирует свои мысли. Его необходимо вначале разговорить, поговорить с ним на отвлеченную тему, т. е. нужно вступление.

Знание особенностей собеседника помогает легче добиться успеха в общении. Знание своих особенностей помогает изменить положение в речевой ситуации или выбрать нужного собеседника, нужный вариант общения, сферу деловых интересов.

Например, друзья решили вместе готовить практическое задание или поехали вместе отдыхать. Но общения не получилось, начались ссоры, работа и отдых не заладились. Почему?

Может быть, потому, что сошлись вместе близко два доминанта и никто не хочет уступать.

Если один из них будет сдвигаться в сторону ригидности, общение будет протекать легче. Или специалисты говорят, что интроверты редко бывают хорошими руководителями, значит, они должны работать над собой и речью в сторону ригидности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)