Сущность и структура педагогической деятельности

Уникальная особенность профессии учителя заключается в том, что он, осуществляя свою работу, принимает участие в процессе сотворения нового человека и, таким образом, творчество является наиболее существенной характеристикой деятельности и самого педагога.

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической

Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе (В.А. Сластенин).

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня рассматривается как общечеловеческий идеал гармонично развитой личности.

Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям: умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников.

Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально педагогических задач:

  • формирование воспитательной среды;
  • организация деятельности воспитанников;
  • создание воспитательного коллектива;
  • развитие индивидуальности личности.

Применение общей теории систем к анализу педагогической деятельности позволило Н.В. Кузьминой ввести понятие педагогической системы, выделить не только ее структурные составляющие, но и функциональные компоненты педагогической деятельности.

В рам-ках этой модели выделяется пять структурных составляющих:

  1. Субъект педагогического воздействия.
  2. Объект педагогического воздействия.
  3. Предмет их совместной деятельности.
  4. Цели обучения.
  5. Средства педагогической коммуникации.

Все структурные компоненты педагогической системы находятся как в прямой, так и в обратной зависимости.

Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В Кузьмина определила структуру деятельности учителя, в которой определены пять функциональных компонентов:

  • гностический;
  • проектировочный;
  • конструктивный;
  • организаторский;
  • коммуникативный.

Гностический компонент (от греч. гнозис – познание) относится к сфере знаний педагога (своего предмета, способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).

Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.

Конструктивный компонент – это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).

Коммуникативный компонент – это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися, от которой зависит эффективность педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей.

Организаторский компонент – это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.

Для успешного осуществления функциональных видов педагогической деятельности (конструктивной, организаторской и коммуникативной) необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях учителя.

Конструктивная деятельность включает:

  • конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса);
  • конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся);
  • конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителям (В.А. Сластенин).

Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них.

Педагогическое действие учителя сначала выступает в форме познавательной задачи

Опираясь на имеющиеся знания, он теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат своего действия.

Познавательная задача, будучи решенной психологически, затем переходит в форму практического преобразовательного акта. При этом обнаруживается некоторое несоответствие между средствами и объектами педагогического влияния, что сказывается на результатах действия учителя. В связи с этим из формы практического акта действие снова переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными.

Таким образом, деятельность учителя-воспитателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения множества задач различных типов, классов и уровней.

Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решения практически никогда не лежат на поверхности.

Они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Кроме того, искомое не представлено в четких формулировках: оно вырабатывается на основе прогноза.

Решение взаимосвязанного ряда педагогических задач очень трудно поддается алгоритмизации. Если же алгоритм все же существует, применение его разными педагогами может привести к различным результатам. Это объясняется тем, что творчество педагогов связано с поиском новых решений педагогических задач.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)