Признаки типологии проектов
Для типологии проектов предлагаются следующие признаки:
- Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр. (исследовательский проект, игровой, творческий).
- Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
- Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
- Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
- Количество участников проекта.
- Продолжительность проекта.
Рассмотрим общие подходы к структурированию проекта.
Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.).
Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением:
- Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
- Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на внеклассных занятиях, в групповой работе в библиотеке и др.).
- Защита проектов, оппонирование.
- Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Группа выстраивает коллективные проекты, которые обсуждаются, принимаются, вывешиваются на стенках. В процессе выполнения проекта один ученик может выступить по отношению к другому в качестве учителя.
Для того чтобы каждый ребенок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор проекты, отличающиеся:
- Видом деятельности:
• создание творческих работ (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);
• подготовка и проведение мероприятий (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т.д.);
• проведение исследований. - Количеством участников: индивидуальная деятельность и коллективная. (Продукты индивидуальной деятельности могут быть объединены в коллективный продукт: выставки рисунков и моделей, коллажей, макетов. Кроме этого, результатами коллективной деятельности могут быть конкурсы, викторины, выставки, концерты, спектакли, оформление интерьера и др.).
- Продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев).
- Количеством этапов.
- Набором и иерархией ролей.
- Необходимостью привлечения взрослых.
При выполнении проекта дети могут работать группами.
Объединение мини-проектов в один общий проект выполняется учителем или родителями.
В процессе работы над проектами учащиеся готовят мини-доклады, пишут сочинения, оформляют стенды, фотоальбомы, выставки. После завершения работы над проектом организуется их презентация. Дети представляют результаты своей деятельности по выбранной теме, рассказывают о своей работе, показывают то, что у них получилось. Обязательно нужно похвалить детей за достижения. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, каждый из которых может заканчиваться ярким, запоминающимся мероприятием, которое создает у детей позитивный эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом.
Итак, для успешного развития творческих способностей учащихся педагогу следует: развивать способности, склонности каждого ребенка; интересы каждого учащегося с учетом их возможностей; овладевать приемами осознанного решения различных творческих задач; направлять и активизировать творческие способности учащихся через практическую деятельность в учебное и внеучебное время.
- Контекстный подход
- Компетентностный подход
- Характеристика образовательных парадигм
- Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя
- Методика изучения педагогического опыта
- Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки в практическую педагогическую деятельность
- Эффективность профессиональной деятельности
- Критерии педагогических новшеств
- Специфика развития инновационной культуры учителя
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу