Понятие и сущность диагностики кризисов в организациях
Существует множество подходов к определению понятия диагностики кризисов в организации. В рамках одного из них диагностика понимается как совокупность методов, направленных на выявление проблем, слабых мест в системе управления, которые являются причинами неблагополучного финансового состояния и других негативных явлений в деятельности предприятия.
Диагностику можно также трактовать следующим образом:
- как целенаправленную деятельность по выявлению отклонений в значениях существующих параметров системы от первоначально заданных;
- как некоторую оценку функционирования организации в подвижной, постоянно изменяющейся внешней среде с целью предупреждения кризисов.
Некоторые исследователи выделяют в своих трудах кризисную диагностику, которая осуществляется на стадии судебного разбирательства дела о банкротстве и представляет собой исследование сформировавшегося кризисного состояния организации в целях выявления возможностей его преодоления.
Кризисная диагностика решает следующие задачи, содержание которых отражает ее принадлежность к реактивному (чрезвычайному) антикризисному управлению:
- оценка масштабности кризиса; изучение причин его образования по бизнес-процессам для выделения точек разрыва жизненного цикла организации;
- выбор варианта применения наиболее эффективных процедур банкротства с точки зрения законодательства (внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство, мировое соглашение).
Достаточно любопытным также является понятие комплексной диагностики, в составе которой принято выделять следующие составляющие (этапы):
- экономическая диагностика;
- функциональная диагностика или диагностика маркетинговой деятельности;
- техническая;
- социальная;
- диагностика финансового менеджмента;
- диагностика менеджмента и организации;
- диагностика внешней среды;
- заключительная стратегическая диагностика.
Определение значения каждого из приведенных выше этапов. Экономическая диагностика – это анализ финансового и производственного ᴨᴏᴛенциала предприятия, себестоимости продукции (работ, услуг).
Функциональная диагностика маркетинга на предприятии определяет состояние коммерческой и снабженческой служб компании и включает в себя следующие виды исследования:
- анализ результаᴛᴏʙ коммерческой деятельности фирмы: доля на рынке, конкурентоспособность продукции, рентабельность;
- изучение маркетинговой политики и плана маркетинга: анализ качества продукции, ассортимента, цен;
- оценка средств и организации коммерческой деятельности: анализ материальных средств, которыми располагает служба маркетинга, уровня квалификации работников этой службы и организации ее деятельности;
- аудит методов управления и контроля, разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования коммерческой службы;
- диагностика системы снабжения, включающая в себя оценку результаᴛᴏʙ данного вида деятельности, анализ управления запасами, политику снабжения, аудит-методы закупок и управления запасами.
Техническая диагностика представляет собой анализ технических достижений предприятия и его производственного ᴨᴏᴛенциала, который проводится по следующим направлениям:
- техническая политика;
- средства и организация работы технических служб;
- методы управления производством;
- окружение производственной функции;
- экономические аспекты использования техники и проблемы функционирования предприятия.
Социальная диагностика – изучение возможностей кадрового ᴨᴏᴛенциала предприятия и измерение его социальных достижений.
Диагностика менеджмента и организации – анализ и оценка результаᴛᴏʙ работы аппарата управления предприятием, изучение организационной структуры и общей политики, анализ стиля руководства и культуры организации. Диагностика внешней среды предполагает изучение различных аспекᴛᴏʙ внешней среды, а именно экономического, коммерческого, технологического, социально-культурного, адмиʜᴎϲтративного, финансового и политического. Многие из данных аспекᴛᴏʙ анализировались на предыдущих этапах комплексной диагностики, поэтому в рамках реализации этого этапа результаты проведенного раннее анализа дополняются, и составляется общее подробное заключение. Разрабатываются также разные варианты рекомендаций в зависимости от различных прогнозов изменения внешней среды.
Таким образом, выделяемые в отечественной и зарубежной литературе основные виды диагностических обследований состояния предприятия определяют в общих чертах наиболее распространенные подходы к реализации данной деятельности на практике.
- Роль стратегии в антикризисном управлении
- Анализ внутренней среды предприятия
- Системный анализ сигналов
- Мониторинг внешнего окружения предприятия
- Цели и задачи диагностики кризисов в организациях
- Современные концепции антикризисного управления предприятием
- Содержание и основные задачи антикризисного управления на микро- и макроуровнях
- Причины и факторы возникновения кризисных явлений в обществе
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу