Понятие и сущность диагностики кризисов в организациях

Существует множество подходов к определению понятия диагностики кризисов в организации. В рамках одного из них диагностика понимается как совокупность методов, направленных на выявление проблем, слабых мест в системе управления, которые являются причинами неблагополучного финансового состояния и других негативных явлений в деятельности предприятия.

Диагностику можно также трактовать следующим образом:

  • как целенаправленную деятельность по выявлению отклонений в значениях существующих параметров системы от первоначально заданных;
  • как некоторую оценку функционирования организации в подвижной, постоянно изменяющейся внешней среде с целью предупреждения кризисов.

Некоторые исследователи выделяют в своих трудах кризисную диагностику, которая осуществляется на стадии судебного разбирательства дела о банкротстве и представляет собой исследование сформировавшегося кризисного состояния организации в целях выявления возможностей его преодоления.

Кризисная диагностика решает следующие задачи, содержание которых отражает ее принадлежность к реактивному (чрезвычайному) антикризисному управлению:

  • оценка масштабности кризиса; изучение причин его образования по бизнес-процессам для выделения точек разрыва жизненного цикла организации;
  • выбор варианта применения наиболее эффективных процедур банкротства с точки зрения законодательства (внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство, мировое соглашение).

Достаточно любопытным также является понятие комплексной диагностики, в составе которой принято выделять следующие составляющие (этапы):

  • экономическая диагностика;
  • функциональная диагностика или диагностика маркетинговой деятельности;
  • техническая;
  • социальная;
  • диагностика финансового менеджмента;
  • диагностика менеджмента и организации;
  • диагностика внешней среды;
  • заключительная стратегическая диагностика.

Определение значения каждого из приведенных выше этапов. Экономическая диагностика – это анализ финансового и производственного ᴨᴏᴛенциала предприятия, себестоимости продукции (работ, услуг).

Функциональная диагностика маркетинга на предприятии определяет состояние коммерческой и снабженческой служб компании и включает в себя следующие виды исследования:

  • анализ результаᴛᴏʙ коммерческой деятельности фирмы: доля на рынке, конкурентоспособность продукции, рентабельность;
  • изучение маркетинговой политики и плана маркетинга: анализ качества продукции, ассортимента, цен;
  • оценка средств и организации коммерческой деятельности: анализ материальных средств, которыми располагает служба маркетинга, уровня квалификации работников этой службы и организации ее деятельности;
  • аудит методов управления и контроля, разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования коммерческой службы;
  • диагностика системы снабжения, включающая в себя оценку результаᴛᴏʙ данного вида деятельности, анализ управления запасами, политику снабжения, аудит-методы закупок и управления запасами.

Техническая диагностика представляет собой анализ технических достижений предприятия и его производственного ᴨᴏᴛенциала, который проводится по следующим направлениям:

  • техническая политика;
  • средства и организация работы технических служб;
  • методы управления производством;
  • окружение производственной функции;
  • экономические аспекты использования техники и проблемы функционирования предприятия.

Социальная диагностика – изучение возможностей кадрового ᴨᴏᴛенциала предприятия и измерение его социальных достижений.

Диагностика функции финансового менеджмента – определение качества финансовой политики и эффективности методов управления: анализ финансового состояния, изучение финансовой политики, оценка средств и организации этой функции, аудит-методов учета и управления, анализ финансовой активности.

Диагностика менеджмента и организации – анализ и оценка результаᴛᴏʙ работы аппарата управления предприятием, изучение организационной структуры и общей политики, анализ стиля руководства и культуры организации. Диагностика внешней среды предполагает изучение различных аспекᴛᴏʙ внешней среды, а именно экономического, коммерческого, технологического, социально-культурного, адмиʜᴎϲтративного, финансового и политического. Многие из данных аспекᴛᴏʙ анализировались на предыдущих этапах комплексной диагностики, поэтому в рамках реализации этого этапа результаты проведенного раннее анализа дополняются, и составляется общее подробное заключение. Разрабатываются также разные варианты рекомендаций в зависимости от различных прогнозов изменения внешней среды.

Диагностика стратегии – это заключительный этап проведения комплексной диагностики предприятия, в рамках которого устанавливается соответствие стратегии условиям внешней среды и возможностям организации.

Таким образом, выделяемые в отечественной и зарубежной литературе основные виды диагностических обследований состояния предприятия определяют в общих чертах наиболее распространенные подходы к реализации данной деятельности на практике.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)