Институциональные дизайны и состав парламентов
Парламенты относятся к самым демократичным по природе органам государства. Представительский характер парламента означает, что парламент рассматривается как выразитель интересов и воли народа (нации), т. е. всей совокупности граждан данного государства.
Следовательно, здесь действуют основные принципы:
- конституционность учреждения национального (народного) представительства;
- нация (народ) уполномочивает парламент осуществлять от ее имени законодательную власть;
- нация (народ) избирает в парламент своих представителей;
- представители ответственны перед нацией (народом).
Парламент обладает непосредственной легитимностью, так как формируется посредством прямых выборов в открытой и конкурентной борьбе, которая проводится, как правило, на партийной основе, т. е. парламент имеет прямую связь с гражданским обществом (следует учесть трансформацию современных партий и сомнительность их как представителей гражданского общества).
Два основополагающих принципа составляют основу для деятельности парламента:
- принцип парламентского верховенства (принимает конституцию, вносит в нее поправки, принимает законы, толкует законы и конституцию)
- принцип парламентского ответственного правления (формирует государственную политику, осуществляет контроль над правительством).
Парламенты выражают сущность демократии, так как они формируются, как правило, демократическим путем, являются формой политического общения и строят свою работу на основе поиска компромисса и согласия. Парламенты выражают сущность публичности государственных дел. Они действуют на основе открытости, публичной подконтрольности своей деятельности, принципа выборности и сменяемости состава парламента.
Парламенты обладают широкой компетенцией и выполняют разнообразные функции, среди которых следует особо отметить законодательную компетенцию, финансовую компетенцию, право формирования органов государственной власти, контрольные функции, международные функции, полномочия в области обороны и безопасности, судебные функции и др.
Компетенция парламента определяется конституцией государства. Если конституция определяет полный небольшой перечень полномочий, вне которого парламенты не могут принимать к своему рассмотрению вопросы, то такие парламенты характеризуются абсолютно ограниченной компетенцией (Франция, Сенегал, Габон).
Есть парламенты с неограниченной компетенцией, когда они могут принимать к рассмотрению вопросы государственной жизни, исходя из сложившейся теории и практики взаимодействия властей в государстве, а конституция не определяет перечень парламентских полномочий (Великобритания, Япония). Парламенты, которые выполняют лишь совещательные функции при главе государства (обычно в абсолютной монархии), можно квалифицировать как формальные.
В настоящее время существуют однопалатные и двухпалатные парламенты. В истории существовали парламенты с большим количеством палат (Южно-Африканская Республика, Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Испания; по Конституции СФРЮ 1974 г. парламенты ее республик должны были состоять из трех палат, обеспечивающих представительство граждан, представительство общин и представительство общественно-политических организаций).
Двухпалатные парламенты существуют как в унитарных, так и в федеративных государствах. В унитарных государствах существование второй палаты, как правило, определяется необходимостью сбалансировать процесс принятия законов.
В федеративных государствах вторая палата представляет федеративные единицы (штаты, земли, области), т. е. позволяет повысить их роль в государственной политике. Нижняя палата парламента, как правило, избирается населением; состав верхней — второй — палаты формируется по-разному: выборы, представительство, делегирование, назначение и др.
Помимо палат важно выделять и другие организационные компоненты парламентов. Как правило, нижние палаты парламентов состоят из партийных фракций, комитетов, комиссий и других объединений депутатов (территориальных, профессиональных). Комитеты и комиссии могут иметь постоянный или временный характер, создаваться из депутатов одной палаты, либо — двух.
При изучении парламентов в сравнительной политологии обращают внимание не только на их организационный состав, но также на другие качественные показатели. Важное место отводится изучению динамики состава депутатов парламента по различным критериям: ро- тации, профессиональным, гендерным, возрастным характеристикам.
Изучение ротации депутатов парламентов связано с анализом электоральных систем, динамики различных направлений политики, законодательной деятельности парламентов, взаимодействия парламентов и других ветвей власти, внутрипартийной конкуренции и др. Наиболее стабильные парламенты в США, Австралии, Германии, наименее — во Франции, Испании, Португалии, Канады. В среднем две трети депутатов сохраняют свои места в парламентах демократических стран.
Конечно, изучается и законодательный процесс. Здесь особое место отводится взаимодействию партийных фракций, коалиционной тактике, влиянию на формирование повестки дня парламента, месту в законодательном процессе «медианного голосующего» (см. вставку Принципы «медианного голосующего»), особым технологиям обмена голосами (логроллинг), лоббированию и т. д.
- Типы избирательных систем
- Измерение избирательных систем
- Электоральная компаративистика
- Альтернативные формы политической организации
- Гражданское общество, типы партий и модели демократии
- Политические финансы
- Типология партийных систем Дюверже
- Федерализм и политические режимы
- Другие институты на уровне федерации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу