Экономический и валютный союз
Создание в рамках ЕС единого экономического пространства (внутреннего рынка) закономерно обусловило постановку в повестку дня вопроса о введении единой денежной единицы, стабильность курса которой, в свою очередь, будет зависеть от проведения в рамках Союза в целом скоординированной экономической политики.
Единая денежная единица ЕС, которой на рубеже XX–XXI вв. стал евро, и скоординированная экономическая политика выступают двумя компонентами, из которых складывается понятие экономический и валютный (дословно: денежный) союз, кратко ЭВС (англ. Economic and Monetary Union – EMU; франц. union economique et monetaire – UME).
Таким образом, ЭВС – это сумма двух составляющих, которые прямо указаны в его названии и определяются в ст. 119 ДФЕС:
- экономический союз, т.е. проведение в ЕС экономической политики, которая основана “на тесной координации экономической политики государств-членов”. Подобная координация проводится, главным образом, через межправительственные институты ЕС (Европейский совет и Совет);
- валютный (денежный) союз, т.е. “единая денежная единица – евро, а также определение и проведение единой денежной политики и политики валютных курсов”. Ведущую роль в управлении денежной системой ЕС играет специализированный институт Союза – Европейский центральный банк, который обладает независимостью от других институтов и государств-членов.
Таким образом, степень единства (интегрированности) государств-членов в рамках второго компонента ЭВС значительно выше, чем в рамках первого (единая денежная единица и денежная политика ЕС, а не только координация политики, проводимой государствами).
В результате правовые акты ЕС по вопросам денежной политики распространяют силу не на всю территорию ЕС, хотя с каждым годом количество государств-членов, подпадающих под изъятие, сокращается.
Ввиду различного объема полномочий Союза в области экономического союза, с одной стороны, и в области валютного союза – с другой, два компонента ЭВС отнесены учредительными документами к двум разным категориям компетенции Союза.
Напротив, экономический союз выделен в особую (дополнительную) категорию компетенции ЕС, поскольку экономическую политику проводят и координируют государства-члены, а ЕС уполномочен только определять условия подобной координации, в том числе “главные ориентиры” экономической политики государств-членов (ст. 5 ДФЕС).
На этой основе институтами ЕС издаются правовые акты в области экономического и валютного союза, например, Регламент (ЕС) № 407/2010 от 11 мая 2010 г. об учреждении европейского механизма финансовой стабилизации или Решение 2010/67/ЕС Европейского центрального банка от 13 декабря 2010 г. об эмиссии банковских билетов в евро.
- Материальные гарантии Европейского Союза
- Процессуальные гарантии Европейского Союза
- Внесудебные механизмы защиты как институциональная гарантия Европейского Союза
- Судебная защита как институциональная гарантия Европейского Союза
- Характеристика гарантий прав и свобод человека и гражданина
- Основные обязанности человека и гражданина
- Ограничения на осуществление основных прав и свобод
- Виды политических прав и свобод
- Личные и гражданские права и свободы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу